kleka


Кусочки Жизни

Клёка


Previous Entry Share Next Entry
Про инфраструктуры и менталитеты (велоинфраструктура Копенгагена)
kleka
Оригинал взят у maxkatz в Про инфраструктуры и менталитеты (велоинфраструктура Копенгагена)

Сегодня я хочу поговорить о российском менталитете и нашем ужасном климате. Ведь именно эти обстоятельства не позволяют нашему населению ездить на велосипедах на работу, до метро, до школы и т.д. по мнению почти всех моих собеседников в России

Вот в Европе люди другие, там менталитет позволяет на велосипедах ездить, вот в Копенгагене примерно так выглядит главная "транспортная артерия"




Из велосипедистов там периодически создаются пробки




На велосипедах ездят люди всех возрастов, пожилых велосипедистов довольно много, красиво одетых тоже. Конечно, тут ведь у людей совсем другой менталитет, мы же помним.






Стоянка около вокзала. Макдональдс заботливо накрывает сидения своей рекламкой, они не промокают под дождем





Велоинфраструктуру я изучал вместе с разными сотрудниками Gehl Architects, но в основном с Ларсом Гемзое. В один из дней я принёс в офис большую карту Москвы и мы полдня обсуждали возможное изменение менталитета как может выглядеть велоинфраструктура в Москве и как её лучше развивать, изучали план правительства Москвы, который я как раз перевел на английский. Об этом как-нибудь потом напишу




Но вернемся к нашему и датскому менталитету и национальным особенностям. На этой картинке сразу две интересных вещи: велодорожка и велопарковка.
Велодорожка не нарисована на дороге и не проложена между проезжей частью и парковкой, как это часто делается в США, например, — тут она находится за припаркованными машинами, велосипедисты таким образом защищены от траффика везде, кроме перекрестков и пересечений с дворами. 




Велопарковки почти все выглядят так. Расстояние между парковочными местами — строго 60см. Если меньше, то люди паркуют велосипеды через один. У меня есть целый мануал датской велоассоциации, где подробно рассказывается о том, как сделать удобную велопарковку




Правда, они сделаны не везде, иногда парковка стихийная




Кроме велодорожки существует ещё велополоса. Это когда просто полоса нарисована краской на дороге, а не находится выше. Таких в Копенгагене довольно мало (20км, а дорожек 350км). Вот пример перехода велополосы в велодорожку.
Когда на улице строится велодорожка, то там становится на 20% больше велосипедистов (и на 10% меньше автомобилей), чем когда там велополоса.




Обратите также внимание на машину, поворачивающую во двор, — тротуар и велодорожка, которые они будут сейчас пересекать, сохраняют тот же уровень, и машинам нужно подниматься на них, а не наоборот пешеходам спускаться. Это, как я уже писал, называется physical framework. Такое пересечение дает четко понять, что главнее в этой ситуации пешеходы. Кроме того, пешеходам и велосипедистам так намного удобнее, а машинам в принципе всё равно.
Но тут, как можно видеть, место опасное, поэтому велодорожка ещё и выделена синим цветом.

Но это всё, как мы помним, фигня, дело ведь в менталитете, ага.



Перекресток выглядит примерно так. Сейчас подробно расскажу, что тут как и почему, а пока обратите внимание на тротуар в левом нижнем углу — в Копенгагене решили проблему плитки и каблуков вот таким образом: тротуар состоит вперемешку из красивой мелкой плитки и удобной крупной




В особо опасных местах перекрестков место, где ездят велосипеды, закрашивают синим цветом. Исследование, которое провели в Дании, показало, что если всё подряд специальным цветом закрашивать, то водители не обращают на это внимания. А вот если только в опасных местах — обращают. Поэтому на перекрестках синим цветом закрашивают не больше двух направлений, а чаще одно




Когда нет синей маркировки, то есть белая, но очень четкая. Тут не спутаешь — это точно велополоса




Самое большое количество аварий с участием велосипедов происходит при повороте автомобилей направо. С этим борятся разными способами: и маркировкой, и светофорами, и структурой перекрестка, об этом ниже





Почти на всех основных перекрестках висят велосветофоры. Они обычно зажигаются на 6 секунд раньше обычных, а перекрестки с интенсивными правыми поворотами регулируются вот так




Там, где нет велосветофора, иногда есть такая вот история — пространство для велосипедов за стоп линией. 




А вот как, например, выглядит круговое движение в центре. Машины ездят по брусчатке, велосипеды по асфальту




На основных магистралях есть зелёная волна для велосипедистов — если будешь ехать 20 км/ч, поедешь без остановок. Автомобилистам такие скорости, понятно, не подходят, но велосипеды главнее тут. Менталитет, как мы помним




По ходу маршрута с зеленой волной есть иногда такие вот лампочки, они показывают с какой скоростью нужно ехать, чтобы попасть на зеленую волну (гаснут и зажигаются в нужном темпе)





Иногда встречаются места, где можно подкачать шины (это другой город)





На светофорах часто есть такие вот конструкции, это чтобы на красном свете не вставать с велосипеда, а подержаться за неё




Ещё недавно построили веломост




Автомобили делают огромный круг, чтобы попасть с одного берега на другой, велосипеды едут по мосту




Мост штука дорогая — один километр моста построить по стоимости как 15 километров велодорожек проложить. Иногда используются уже имеющиеся конструкции для перехода через, например, железнодорожные пути, но жителям это очень не нравится, и изменение этой истории является одним из главных вопросов, который стоит на политической повестке дня. Странные люди, нет чтобы менталитет свой обсуждать, так они мосты какие-то...




В региональных поездах можно перевозить велосипеды, для этого есть специальный вагон




И вот у них 27% всех поездок совершаются на велосипедах. А на работу/с работы вообще 50%. А на вопрос "почему используете велосипед?" 57% отвечает "это быстро и просто", 22% считают прокатиться на велосипеде хорошим началом дня, 13% - потому что это дешево.
Ездят и радуются - и зимой, и в -5.  Show media Loading...


А мы пока про менталитет рассуждаем, про то, что у нас это не принято из-за нашей ахренительной специфики, что у нас не то население, чтобы на велосипедах ездить, что велосипеды сами будут красть пачками и вывозить на фурах в Таджикистан.
А города наши в это время наполняются новыми дорогами, новыми развязками, новыми машинами. Всё растягивается в длину, всё больше в них машин, а на велосипедах ездят только очень отважные молодые люди в шлемах и одежде, как на велогонке. И виной этому, конечно же, наш менталитет и климат, а не отсутствие всего того, о чем я писал выше.

P.S. чуть не забыл — для тех, кто тут недавно и задается вопросом чем вообще плох автомобильный город и почему тупо нельзя сделать так, чтобы все спокойно ездили на машинах, просьба почитать мой пост про американские города. Там об этом подробно есть :)


Бонус трэк — после всех этих изучений Ларс пригласил меня на ужин к себе домой. Держите экскурсию в типичный достаточно обеспеченный датский дом, в котором живет заслуженный датский пожилой архитектор с супругой в предпенсионном возрасте.




Это что-то типа библиотеки и комнаты отдыха. Там вот кресло стоит, телевизор и всякие музыкальные штуки




Например, такие. У меня он только в детстве был, а тут до сих пор вовсю слушают



И диван, понятно




Это что-то типа гостиной/столовой




Кухня




Из окна красивый вид на город




Хозяева



Кормили меня датской едой, свинина с картошкой, картошка в каком-то сладком соусе и прикольный десерт. Обсуждали демократию и политическую ситуацию в России, а также Кубу. Круто у них в Дании.

Теперь всё бы это к нам сюда. И потом о менталитете поговорить...




Кстати, знаете почему я мало пишу? Потому что у меня МАЛО ЧИТАТЕЛЕЙ :( И мало комментов. И вообще тут никакой движухи нет, писать скучно.
Раскрутите мне блог, плз, а? :). Тут ведь интересно, а будет ещё интереснее. Раскрутите — будет ещё куча постов и о Дании, и, возможно, развлеку вас попыткой избраться в муниципальное собрание района Строгино или Щукино, и планы изменений районов... 





?

Log in